Конаковский бор — одна из самых обширных особо охраняемых природных территорий в Тверской области едва не попал под топор предприимчивых скупщиков, решивших отхватить от территории уникальной природной зоны весомый кусок земли и распорядиться им по своему усмотрению (читайте — застроить). Игра в «земельки» не удалась — не помогли даже попытки найти лазейки в законах — в итоге после давления населения и обращения в инстанции не только жителей Конаковского района, но и областных депутатов было обнаружена просто масса нарушений. Причём замешаны в громком деле — то ли специально, то ли по невнимательности — самые высокие чины области — на уровне её непосредственного руководства.
С 1981 года многогектарный участок леса — Конаковский бор получил статус государственного памятника природы. На нетронутые природные просторы покусились спустя более чем 30 лет — внезапно районные и областные власти решили, что бор имеет слишком большую территорию — и решили лакомые земли порезать — не в пользу экологии, конечно.
История с Бором очень интересная и многим знакомая — кажется, что после успеха со строительством высоток в Бобачевской роще, когда, несмотря на всё давление общества, три многоэтажки всё же «воткнулись» свечками в небо Московского района Твери, руководство региона потеряло всякий стыд, самоконтроль и норму права. Под удар поставили большую территорию Конаковского бора, причём не посмотрели даже на тот факт, что его часть — это ООПТ «Лесопарк Конаковский» и его трогать попросту запрещено законом. «ИЖС, аттракционы, новая инфраструктура» — такие слухи ходили по Конаково. Жителей, конечно же, никто не спросил.
Схема представляется собой очень интересная: за межевание участков под вывод из числа природных ресурсов ответственной вышла компания «Независимость», «специалисты» которой не задумываясь «распиливали» зеленую зону, как им заблагорассудится. Пример успеха в Твери только раззадорил фирму — территория под вырубку на берегу тихой речки Сучок и рядом с уже застроенной коттеджами землёй — ну конечно же тут не клумбы разводить собрались…
Вспоминаем Бобачевскую рощу: в Конаково так же, как и с Бобачевкой не были утверждены кадастровые границы — наверное, это и стало лакомым куском для будущих застройщиков. На Конаковском бору решили попилить не только деревья, но и деньги. Так вот, специалисты «Независимости» (название то какое!) размежевали бор бесхитростно, будучи уверенным, что народ смолчит. Но когда под барское строительство уходит часть ООПТ, прибрежная зона — разве тут можно молчать. Общественность полыхнула — а разгорелась тогда, когда вдруг за две недели до сдачи отчета по проведенной работе о межевании земельных участков в Конаковском бору «Независимость» вдруг объявила о ликвидации — как в фильме «Бумер» — «Дело делаем и разбегаемся». А теперь — вдумайтесь — документ о новой разметке и исключении части земель из природного фонда подписали: а) администрация Конаково и Конаковского района б) правительство Тверской области — лично уже экс-губернатор А.В. Шевелев оставлял там свою подпись. Большего было и не надо — документ за подписью главных политиков региона ушёл на обработку в Министерство природных ресурсов и экологии. Где его успешно и заверили, развязав руки строителям.
Схема «отсутствие паспорта — проведение любых работ» чуть было не сыграла и здесь, если бы не резкая поднятая шумиха. На ситуацию в Конаковском бору обратила внимание тверская пресса, а следом — и тверские депутаты. Параллельно тому, как политики в регионе разбирались в ситуации, Администрация Конаково подводила финальную черту — организовала публичные слушания по проекту «Установление границ ООПТ регионального значения памятника природы «Лесопарк Конаковский». Ну вы, наверное, догадываетесь, что это было так — для отвода глаз и соблюдения формальностей — как получилось с Бобачёво. Однако, органы местного самоуправления не усекли главного — у них не было никаких полномочий на проведение подобных слушаний.
В дело вмешались депутаты Законодательного Собрания Тверской области, коммунисты Артём Гончаров и Андрей Истомин. Они направили официальные претензии и письма с просьбой разобраться в ситуации в адрес Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры и Правительства Тверской области, в которых указали на имеющиеся незаконные действия в данной ситуации. И весы качнулись в сторону разума…
24 марта из природоохранной прокуратуры пришёл ответ на письмо депутатов. В нём указывается, что в ходе проверки установлено, что Администрация Конаково, исполняя поручение Минприродресурсов и экологии Тверской области, не имела никакого законного права проводить публичные слушания по вопросу установки границ Конаковского бора. 3 марта вынесено решение отменить результаты публичных слушаний, а Администрацию обязали максимально полно объяснить ситуацию населению. Но власти Конаково — не высшая точка наказания — установлено, что основанием проведения публичных слушаний по ситуации послужило незаконное поручение Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области. Теперь там пройдет служебная проверка, которая установит виновных в таком грубом нарушении закона.
Исполнители слишком быстро хотели всё провернуть — в отличие от Бобачёво, здесь этого сделать им не дали — можно даже сказать, что помог опыт. Вопрос установления границ памятника, включения или исключения из его территории смежных зон, по закону подлежит рассмотрению исключительно после проведения общественных обсуждений и проведения экологической экспертизы проекта.
Контроль над устранением самовольно допущенных нарушений ведет Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура.
Впрочем, нельзя сказать, что дело с бором в Конаково завершено успешно — опять же, по памяти произошедшего с Бобачёвской рощей, здесь можно ожидать всего, что угодно — приезда техники, которая примется корчевать деревья и исков в суд. Вот только время таких беззаконных решений уже ушло. Как ушли и некоторые лица, поставившие подпись под незаконным делом.